Как убедиться в эффективности прописанного лекарства?

Pharmacy-1Любой, кому приходилось обращаться по поводу одной и той же болезни к разным докторам, знает: у каждого врача одной специальности свои предпочтения, и нередко они назначают разные препараты при одинаковом диагнозе. Вопрос правильного выбора — это вопрос скорейшего выздоровления.
Обычные фармацевтические справочники тут вряд ли помогут, ведь они содержат описание препарата, подсказывают, при каких состояниях и по какой схеме он применяется. Но при этом — никаких оценок, никаких сравнений с другими аналогичными лекарствами. Новый интернет-ресурс drugchoice.ru («Выбор лекарств») обобщил опыт 4,5 тысячи врачей разных специальностей, согласившихся оценить препараты, хорошо знакомые им по практике. Для кого предназначена эта «лекарственная энциклопедия» и как ею пользоваться? На вопросы ответил автор проекта Евгений Вышковский.

Евгений Вышковский: Большинство продающихся лекарств не являются оригинальными, то есть имеют один и тот же состав с другими препаратами, но в зависимости от производителя имеют разные названия. Например, для снижения уровня холестерина широко применяются статины, в частности, препараты с действующим веществом розувастатин (так называемое «международное непатентованное наименование» — МНН). Так вот, оригинальный препарат компании-разработчика в дозировке 20 мг стоит сейчас около 2500 руб. за месячный курс. А препараты-копии (или дженерики) в той же дозировке под разными брендами обойдутся от 600 до 1000 рублей в месяц. То есть за 600-700 рублей вы получаете тот же самый состав от еще нескольких производителей. Какой препарат выбрать? Теоретически состав один и тот же, но клинических испытаний, сравнивающих эти лекарства, не проводится. Однако каждый врач знает — часто оригинальный препарат работает хорошо, а аналоги… не очень. Дело в том, что технология производства имеет массу нюансов и для каждого действующего вещества картина своя. Только врачи, регулярно назначающие препараты, точно знают, какие замены на практике работают, а какие нет. Цель нашего проекта — сделать процесс выбора препарата максимально объективным. Теперь перед назначением и покупкой лекарства легко можно узнать, имеются ли более дешевые препараты с тем же составом (или аналогичным действием) и как их оценивают врачи.

Для кого предназначен новый ресурс — для врачей или для пациентов?

Евгений Вышковский: Ориентирован проект на врачей и других специалистов здравоохранения. К сожалению, размещение в Интернете информации о рецептурных препаратах на сайтах для пациентов запрещено. Хотя я всегда считал, что «спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Если бы законодательство было другим, не вижу ничего плохого в том, чтобы и пациент мог осознанно выбирать, что именно покупать и по какой цене. Особенно после введения закона, который обязывает врача выписывать лекарство по его международному непатентованному названию, а не по торговому названию.

Как происходит оценка лекарств?

Евгений Вышковский: Мы привлекали практикующих врачей — участников сообщества «Врачи РФ», пожелавших оставить свое мнение об эффективности и безопасности наиболее востребованных препаратов. Сейчас оценку прошло уже 3000 лекарств. Голосовать просили с учетом специальности: например, кардиологам предлагали оценить препараты кардиологической направленности.

Врачи оценивают препараты-синонимы в рамках одного действующего вещества по двум критериям: эффективность (от 1 балла — совершенно неэффективен до 5 баллов — максимально эффективен) и безопасность (от 1 балла — тяжелые побочные эффекты до 5 баллов — побочные эффекты не замечены). Общая оценка формируется сложением баллов по обоим критериям и составляе++++т минимум 2 балла и максимум 10 баллов.

Для оригинальных лекарств (у которых нет синонимов с той же формулой от других производителей) мы попросили врачей предложить и оценить альтернативный препарат, которым, по их мнению, можно заменить оригинальный препарат в случае его отсутствия.

Когда вводилось правило назначать лекарства (выписывать рецепт) по МНН, без указания торговой марки, чиновники объясняли: это делается для того, чтобы недобросовестные врачи не могли лоббировать интересы конкретных фармпроизводителей, назначая преимущественно их лекарства. Как вы защищали проект от необъективных мнений (если предположить, что кто-то из врачей или, например, представители фармкомпаний под видом врачей захотят использовать ваш ресурс для продвижения своих препаратов)?

Евгений Вышковский: В первую очередь гарантией объективности мнений служит качественный отбор участников опроса — сообщество «Врачи РФ» закрытое, туда не могут попасть люди без высшего медицинского образования, подтвержденного документально. Второй важный фактор — мотивация. Часто для увеличения отклика респондентам выплачивают вознаграждение, что, разумеется, привлекает любителей «заработать» и снижает качество. У нас основной мотивацией был призыв к профессионалам поделиться опытом и вместе сделать доброе дело. Также у нас разработаны и действуют алгоритмы, защищающие проект от попыток накруток оценок третьими лицами.

Но насколько объективен результат оценки препаратов, если он основан на мнении всего нескольких десятков или даже сотен врачей?

Евгений Вышковский: Да, действительно, данные становятся более достоверными, когда число респондентов идет на сотни, а лучше на тысячи. По некоторым препаратам уже так и есть. Со временем наберется больше голосов и по другим лекарствам. Однако совокупное мнение даже уже нескольких врачей дает возможность общей оценки ситуации. В любом случае это гораздо лучше, чем то, что есть сейчас — решение принимается на основании знаний всего одного врача, а иногда и вообще человека без высшего медицинского образования — фармацевта за прилавком аптеки.

Как пользоваться ресурсом

В поисковой строке на сайте drugchoice.ru вводим название нужного лекарства.

Система выдает результат: оценка эффективности и безопасности запрошенного препарата, а также в порядке убывания — оценка препаратов-аналогов.

Одновременно указывается разброс цен на все лекарства.

В нижней части страницы есть информация, сколько врачей и каких специальностей давали оценку лекарства.

Источник: Российская газета

Реклама