haidarИнтервью с директором по инвестициям фонда Runa Capital Гайдар Магдануров, который рассказал о том, какие стартапы будет модно делать в следующем году, чем примечателен рынок здравоохранения, и многое другое.

Расскажите, в чём заключается ваша работа в фонде?

В Runa Capital я веду несколько проектов, в которые мы инвестировали. Из основных — Angry Citizen, «Вита Портал», Venturocket, ну и ещё несколько компаний совсем ранней стадии, которые мы даже пока не анонсировали. Моя помощь компаниям заключается в поиске и найме людей, в планировании и операционном контроле за выполнением плана, помощи с созданием партнёрств, помощи в переговорах, брейншторме идей. По сути, бизнес-девелопмент. Все партнёры фонда Runa Capital сейчас активно занимаются именно этим, поскольку мы уже практически полностью проинвестировали первый фонд и сосредоточились сейчас на развитии портфельных компаний.

По какому принципу вы отбираете компании?

Во-первых, компания должна работать в том направлении, которое мы для себя выбрали. У нас таких три основных: это облачные сервисы для малого и среднего бизнеса, сложный софт и вертикальные решения для здравоохранения, образования, финансов и сектора государственных услуг. В вертикальных решениях для образования, здравоохранения, финансов и госсектора очень много пространства для оптимизации неэффективных процессов, и есть возможность зарабатывать на этом деньги — объем рынка в каждом из сегментов измеряется миллиардами долларов. Рынок услуг для малого и среднем бизнеса очень быстро растет — аналитики отмечают четырехкратный рост ИТ-бюджетов в этом сегменте. У нас есть хорошее понимание того, что нужно этим компаниям, какой уровень сервиса им необходим — учитывая особенности малого и среднего бизнеса. Сложный софт является основой для новых продуктов — взять тот же Nginx или Jelastic. У нас же есть серьезный технический бэкграунд, мы в этом разбираемся, и у нас здесь практически нет конкурентов. Мы один из немногих фондов, которые готовы разбираться в сложных технологиях.

Одним из последних вложений стала медицинская платформа DrChrono. Почему медицинские стартапы сейчас набирают популярность?

Это не просто платформа, а, скорее, электронная медицинская карта, важнейшая часть бизнес-процесса. Это перспективное и очевидное направление развития электронной медицины, и как раз электронная медкарта — это то, о чем мы давно мечтали. Ведь одна из главных проблем в медицине — обычная бумажная карта. Данные нужно где-то искать, они постоянно теряются, с ними сложно что-то сделать. Очень простой пример — приходит пациент к врачу с пачкой анализов. Врач просматривает — вроде бы, всё в норме. Если же, например, элементарно выстроить график по датам и по какому-то параметру, можно обнаружить, что показатели изменяются, и есть некая тенденция, которая могла бы что-то подсказать. Такие вещи, не автоматизировав, сложно заметить.hrom

Второй пример — очень часто все эти бумажки и документы теряются. Лично мой опыт — я редко хожу к врачу, однако, когда хожу, то регулярно что-то теряю. Бывает нужно сделать рентген или МРТ, потом отнести другому врачу, а в процессе это всё куда-то пропадает. Это неудобно, особенно для людей, которым часто приходится к врачам обращаться, например, молодым родителям: у них накапливаются целые коробки разной макулатуры, а что с этим делать — совершенно непонятно. Этот процесс чрезвычайно неэффективен. Электронная медицинская карта позволяет сделать его значительно более оптимизированным. И более того — она позволяет собирать подробную картину по состоянию пациента и получать больше информации, которая помогает принимать решения о том, как лечить того или иного человека. А открыв медкарту еще и как платформу, можно получить и большое количество дополнительных возможностей от приложений, созданных партнерами.

Какие ещё тренды намечаются в связке медицины и IT?

Можно посмотреть на те проекты, которые к нам приходят. Мы глобальный фонд, к нам попадают проекты со всего мира, причем, в основном, из-за границы, и срез получается достаточно показательный. Эти же проекты, в основном, «светятся» в международных конкурсах.

Прежде всего, это всевозможные носимые устройства — использование браслетов и разных мобильных приложений для учёта шагов, измерения пульса, поведенческих данных об образе жизни и прочего.

Устройства становятся меньше и незаметнее. Наступит следующий серьёзный прорыв, когда эти устройства будут настолько просты и удобны, что их не нужно будет постоянно заряжать, не нужно будет с ними возиться — один раз повесил на себя и забыл. В результате, постоянный мониторинг позволяет серьёзно продлить жизнь человеку и улучшить его состояние — вовремя предоставляя нужные рекомендации и предостережения. Хотя бы за счёт того, что человек раньше понимает, когда развивается какая-то проблема и нужно обращаться к врачу.

У носимых устройств появляются следующие способы применения: например, дистанционный мониторинг здоровья. Многие люди были бы рады повесить гаджет на пожилых родителей и знать, что в случае чего квалифицированная помощь придет вовремя.

Опять история из моей жизни: когда-то уже давно, когда я работал в химической лаборатории, у меня начало происходить со здоровьем что-то странное, я плохо себя чувствовал. Врачи начали надо мной проводить разные эксперименты — повесили на меня специальное устройство, которое снимало электрокардиограмму. Я с ним ходил и записывал, что делал: когда я пробежался, когда по лестнице поднялся, а устройство снимало кардиограмму. Потом я её нес на расшифровку. Врач этим довольно долго занимался, и это было крайне неэффективно. Во-первых, само устройство было невероятно большое и громоздкое, очень сильно мешало. Во-вторых, врач много времени тратил на обработку данных, к тому же, приходилось сопоставлять это с моими заметками относительно того, что я и когда делал. А сейчас такие вещи можно делать очень просто, сами устройства стали значительно меньше и собирают больше данных. Например, мобильный телефон может записывать через GPS маршрут человека, узнавать, с какой скоростью он двигался и тут же давать возможность что-то отметить в приложении.

Также в здравоохранении сейчас активно продвигаются облачные сервисы как раз для хранения и передачи данных электронной медицинской карты и разные способы записи статистики, а также мобильные приложения, которые позволяют записать параметры и получить рекомендации. Даже если зайти в App Store и посмотреть, сколько там сейчас рекомендательных сервисов по здоровому образу жизни, диетам, питанию, то их там можно найти десятки тысяч. Например, персональный консультант — мобильное приложение, в которое можно записывать свой рацион и получать рекомендации по улучшению питания.

Многие стартапы из этой области пытаются туда прикрутить геймификацию, чтобы человек не просто записывал параметры, а ещё зарабатывал за это какие-то «ачивки», набирал баллы, и за здоровое поведение улучшал свой «игровой» прогресс. Это довольно интересная вещь — геймификация больше подталкивает людей к тому, чтобы они следили за своим здоровьем. А в результате эффект виден достаточно быстро, потому что качество жизни повышается.

Ты упомянул, что российских стартапов относительно мало — почему так?

Во-первых, банально разница масштабов — весь мир гораздо больше, чем только Россия, поэтому из-за границы стартапов приходит больше, чем из России. Во-вторых, у нас в России сейчас венчурный рынок становится взрослее: как-то подутихла активность стартапов ранней стадии. В целом ощущение, что «стартаперская движуха» пошла на спад, бóльшая часть компаний развалилась, и основатели пошли куда-то работать, а выжившие подросли. Однако их не так много и они не очень активно участвуют в «движухе» — конференциях и тусовках. Поскольку меньше «движухи», то и проектов рождается меньше — часто люди «срываются» делать стартап от ощущения, что кругом все делают стартап.

Какие направления проектов будут модными в 2014-2015 году?

Я бы выделил четыре направления, которые легко прослеживаются среди проектов последних месяцев. Первое — это «интернет вещей», всевозможные умные девайсы, часы, датчики, умные весы, холодильники, микроволновки, что угодно. Девайсов становится больше, они все связаны с интернетом, умеют обмениваться данными. Софтверные стартапы, которые появляются в этом направлении, пытаются как-то синхронизировать данные между устройствами, получить из этой информации дополнительную выгоду.

Второе — это опять Big Data, которая была трендом ещё года с 2011-2012 — её пытаются сейчас использовать где только можно. В e-commerce, CRM, приложениях, собирающих любые данные — от здоровья до распорядка дня. Вот сейчас ребята приходили ко мне — они анализируют большую базу по клиентам в CRM и делают на основе анализа выводы о новых клиентах. Продажники забивают профили и контакты, информацию о последних взаимодействиях с клиентом, а система им подсказывает, каким может быть следующий шаг, чтобы с большей вероятностью клиенту что-то продать. Таких проектов на рынке уже много появилось — стоит посмотреть только на западные конкурсы стартапов. Еще модно на основе информации из профиля человека в Google Analytics сделать вывод не только о том, какую рекламу ему показать, но и том, как с ним общаться: надо ли ему позвонить, написать email, отправить смс. Сервисы пытаются предсказать, что будет наиболее эффективным.

Третий популярный тренд — это роботы. Начиная от игрушек и заканчивая промышленными роботами и теми, которые позволяют оптимизировать бизнес-процессы. Например, робот удалённого присутствия — сейчас довольно модная фишка, когда покупаешь небольшого робота, ставишь его в удаленном офисе — мы, например, так в Acronis развлекаемся — подключаешься к нему, ездишь по офису и общаешься с сотрудниками. К роботам же, наверное, можно отнести и 3D-печать компонентов. Сейчас приходит довольно много проектов, которые предлагают на 3D-принтерах делать аналоги конструкторов, из которых можно собирать роботов, а дальше использовать их для удаленного образования. За последнее время несколько таких проектов видел, которые предлагают делать роботов, которых может использовать учитель для того, чтобы взаимодействовать с учеником удалённо. Также видел таких роботов, которые используются, чтобы бабушки и дедушки могли общаться с внуками, которые где-то далеко. Такой робот включает в себя и образовательные программы и развлекательные активности.

Ну и четвертый тренд, который начал набирать обороты после истории со Сноуденом — безопасность, защита своих собственных данных в интернете от чужих глаз. Сейчас очень многие люди озаботились тем, что всё, что они делают, так или иначе публично доступно. На основании поведения в интернете им предлагают рекламу, рассылки делают, и это начинает раздражать людей. С другой стороны, появилось очень много разных сервисов, удобных для обмена информацией, которая, тем не менее, постоянно стала куда-то утекать. Буквально недавно Dropbox пофиксил проблему, когда через реферер сайт мог узнать секретную ссылку на документ. Таких вещей очень много, сейчас данные стали очень доступными, потому что основной тренд был направлен на удобство пользователя и обмена информацией. А сейчас, когда удобство в какой-то степени реализовалось, люди видят, что про них теперь слишком много знают другие люди.

Источник: http://siliconrus.com/2014/05/gaidar/ (сокращено)